Зубы не обманут: древние предки людей предпочитали растительную пищу вместо мяса

  • 24.01.2025 12:25
  • 4.1k+

Новое исследование ученых из Института химии Общества Макса Планка и Университета Витватерсранда показало, что австралопитеки, жившие на юге Африки 3,5 миллиона лет назад, почти не употребляли мясо. Об этом говорится в научной статье в журнале Science.

Анализ зубной эмали семи представителей древних людей, найденных в пещере Стеркфонтейн в Южной Африке, подтвердил, что их рацион был преимущественно растительным.
Для изучения исследователи проанализировали изотопы азота, сохранившиеся в эмали — самой твердой ткани в организме млекопитающих.

«Эти изотопы сохраняют отпечаток диеты животного и остаются неизменными на протяжении миллионов лет», — объяснила соавтор исследования, геохимик Тина Людеке.

Сравнение с другими животными того времени показало, что соотношение изотопов азота в эмали австралопитеков соответствует травоядным и заметно отличается от хищников. Хотя ученые не исключают, что австралопитеки изредка ели животный белок, например, яйца или термитов, данные указывают на отсутствие регулярной охоты.
Это открытие ставит под сомнение гипотезу о том, что мясоедение сыграло решающую роль в развитии человеческого мозга. Чтобы точнее определить, когда в рацион предков человека вошло мясо, исследователи планируют проанализировать окаменелости из других регионов.


08.06.2026 16:45
3.7k+

В янтаре обнаружили перо птицы, жившей около 40 млн лет назад

В образце балтийского янтаря возрастом около 40 млн лет нашли птичье перо. Находка была сделана на Пальмникенском месторождении (карьер Янтарный), где добывается большая часть мировых запасов янтаря. Теперь......

08.06.2026 16:26
4.3k+

Растение-кобра отпускает почти всю добычу, чтобы привлекать новых жертв

Ученые из Окинавского института науки и технологий (OIST) в Японии предложили новое объяснение особенностей дарлингтонии калифорнийской (Darlingtonia californica) — плотоядного растения, известного как......

07.06.2026 20:00
1.7k+

Атом и зеркала станут основой для первых полностью автономных квантовых часов

Учёные разработали теоретическую модель первых полностью автономных квантовых часов, способных измерять время без внешней синхронизации. В отличие от традиционных атомных часов, работа новой системы не......

07.06.2026 17:07
1k+

Электромагнитные импульсы помогли продлить жизнь морским животным

Кратковременное воздействие сериями электрических импульсов вызывает у морских существ асцидий долгосрочное улучшение здоровья и значительно продлевает им жизнь....