Мир миллиардеров меняется. Группа самых богатых людей мира резко увеличила свое влияние, что привело к формированию новой элиты — так называемых супермиллиардеров, пишет Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на данные аналитической компании Altrata. Их состояние не только исчисляется десятками миллиардов, а достигает уровней, на фоне которых даже традиционные миллиардеры выглядят скромнее.
По данным Altrata, в список сверхмиллиардеров входят 24 человека, чье состояние в совокупности превышает $3,3 трлн. Это больше, чем ВВП Франции.
Возглавляет рейтинг Илон Маск с состоянием в $419,4 млрд. За ним следуют Джефф Безос ($263,8 млрд) и Бернар Арно ($238,9 млрд). В десятку также вошли Ларри Эллисон (Oracle), Марк Цукерберг (Meta), Сергей Брин (Alphabet) и Уоррен Баффет (Berkshire Hathaway). Их доля среди всех миллиардеров выросла с 4% в 2014 году до 16%, причем 16 человек из этого списка уже перешагнули рубеж в $100 млрд.
Эксперты отмечают, что точность оценок зависит от методологии и колебаний фондового рынка. Например, Altrata оценивает состояние Маска в $419,4 млрд, а Bloomberg — в $358 млрд. Точно также Безос и Цукерберг, в зависимости от котировок акций, за год могут потерять или заработать десятки миллиардов долларов. Кроме того, большинство рейтингов ориентируются на стоимость публичных компаний, так как их легко вычислить, однако оценить частные активы гораздо сложнее.
Примечательно, что в XIX веке и начале XX века самые состоятельные люди были нефтяными магнатами и промышленниками. Большинство нынешних супермиллиардеров заработали свой капитал на технологиях. В топ-10 шесть человек представляют IT-сектор.
Составленный изданием Forbes первый рейтинг в 1987 году насчитывал 140 миллиардеров с совокупным состоянием $295 млрд. Тогда самым богатым человеком считался японский девелопер Ёсиаки Цуцуми с состоянием $20 млрд. Сегодня Маск опережает его более чем в 20 раз.
Из 24 супермиллиардеров только три женщины и только у семи штаб-квартиры находятся за пределами Соединенных Штатов.
Нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц считает, что рост состояния супермиллиардеров связан со слабыми антимонопольными законами для технологического сектора.
«Антимонопольные законы, созданные для борьбы с такими гигантами, как Standard Oil, не работают против цифровых монополий», — отмечает он. Эксперт также указывает на «агрессивное уклонение от налогов». Один из ярких примеров — судебные разбирательства Маска по поводу его $50-миллиардного компенсационного пакета в Tesla.
«Они лучше избегают налогов, чем создают качественные продукты», — добавляет экономист.
В США 1% самых богатых владеют 30% национального капитала, тогда как в 1980-х этот показатель был 23%. Эксперты предупреждают, что концентрация богатства подрывает демократию и носит угрозу для устойчивости экономики. Профессор Чикагского университета Луиджи Зингалес видит в этом признак кризиса капитализма.
«Хорошая капиталистическая система — это система, которая никого не вознаграждает слишком сильно, потому что она остается очень конкурентоспособной, и каждая новая инновация быстро копируется», — отмечает он. Однако правовая система США позволяет технологическим компаниям защищать свои коммерческие тайны и инновации до такой степени, что конкуренция становится невозможной.
Отличие супермиллиардеров в том, что накопленные состояния дают их владельцам слишком широкое политическое влияние, возможность манипулировать общественным мнением через СМИ и соцсети и даже вмешиваться в государственную политику, отмечает WSJ. Маск владеет Tesla, SpaceX и X, Безос — Washington Post, а Цукерберг контролирует крупнейшие социальные платформы мира, напоминает издание.
Стиглиц предупреждает, что экстремальное экономическое неравенство ведет к политическому расколу.
«Эти люди живут в параллельном мире — у них свои школы, больницы и финансовые системы. Это разрушает социальную сплоченность и подрывает основы общества», – считает экономист.
Эксперты Altrata не исключает, что в ближайшие десятилетия мир увидит первых триллионеров.