В среду представители ВОЗ д-р Майк Райан и д-р Мария Ван Керкхове в прямом эфире ответили на многочисленные вопросы пользователей социальных сетей. Об этом сообщает пресс-центр ООН, приводя в пример несколько записанных вопросов и ответов на них. Предлагаем их вашему вниманию.
Как остановить пандемию?
Там, где люди сплачиваются, там, где правительство ясно понимает, что нужно делать, и принимает все необходимые меры, - там удается справиться с COVID-19.
«Все очень устали, все уже просто изнемогают, все хотят вернуться к нормальной жизни – и мы, между прочим, тоже, - сказал Майк Райан. – К сожалению, в условиях кризиса пока вирус диктует, как нам жить. Но мы должны сами контролировать собственное будущее, а это можно сделать, только если мы победим вирус».
Мария Ван Керкхове добавляет, что каждый человек должен сыграть свою роль, и это не требует ничего сложного: нужно часто и тщательно мыть руки, соблюдать так называемый «респираторный этикет», то есть чихать и кашлять прикрываясь сгибом локтя, соблюдать физическую дистанцию, при необходимости – например, в закрытых помещениях или там, где нет возможности держаться на расстоянии, - носить маску, при введении карантина не выходить из дома, при появлении симптомов обращаться к врачу или звонить на «горячую линию».
«И последнее, но, пожалуй, самое важное: следите за информацией, - добавила д-р Ван Керкхове. - Особенно важно знать, где именно циркулирует вирус. Ситуация находится в развитии, она постоянно меняется, поэтому мы должны следить за новыми данными, получать свежую информацию – тогда мы сможем принимать правильные решения, а нам их приходится принимать каждый день – и защитить самих себя и не заразить близких»
Насколько безопасно открывать школы?
«Школа – это микрокосм нашего общества и там находятся члены этого же самого общества, - подчеркнул д-р Райан. - Если вирус распространяется в обществе в целом, он будет распространяться и в школах». К счастью, дети очень редко переносят COVID-19 в тяжелой форме, а порой и не имеют ярко выраженных симптомов. Но это и опасно – не зная того, они могут заразить других – тех, кто менее устойчив к коронавирусу, или принести его домой и инфицировать близких. Кстати, такое уже случалось – например, в случае полиомиелита, когда дети, зараженные вирусом, но не имеющие симптомов, заражали других, со слабым иммунитетом, и это вызывало у тех паралич.
«Мы должны сделать все возможное для того, чтобы дети смогли вернуться в школу, и для этого нужно остановить передачу вируса», - утверждает Майк Райан.
Как известно, в последнее время, особенно там, где начали снимать ограничения, увеличилось число случаев заражения COVID-19 среди молодых людей, которые зачастую считают себя неуязвимыми и не очень-то готовы отказаться от привычного образа жизни.
Участники разговора призвали молодых людей отказаться от образа жертвы и взять на себя лидирующую роль в борьбе с пандемией: «Это ваше будущее, это ваша планета, вам жить в этом обществе, и вам решать, каким оно будет, какой будет ваша жизнь».
Зачем носить маски? Это так неудобно.
Да, неудобно. Всем, в том числе и самим сотрудникам ВОЗ, не говоря уже о медиках, которые носят маску по 12 -16 часов. Мария Ван Керкхове и Майк Райан объясняют, что маски нужны в тех случаях, когда есть риск заразить других: в закрытых помещениях и даже на воздухе, если невозможно соблюдать физическую дистанцию не меньше 1-1,5 метров. Они напомнили, что в нашу жизнь вошло многое из того, что казалось раньше непривычным и неудобным – например, ремни безопасности в машинах, курение в общественных местах или детские автокресла.
И Мария Ван Керкхове, и Майк Райан напоминают об уникальной способности человека приспосабливаться к любой ситуации. Райан объясняет, что каждый день ездит на работу на автобусе – разумеется, в маске. И у него уже выработалась привычка – такая же твердая, как ежедневная чистка зубов:
«Когда я сажусь в автобус, я знаю, что буду браться за поручни, прикасаться к разным поверхностям. Так что сев на сиденье, прежде чем я возьму в руки телефон или надену наушники, я протираю руки антисептиком. Это уже стало привычкой, я делаю это на автомате».
Но ведь уже скоро появится вакцина?
Действительно, уже появилось несколько серьезных кандидатов, подтвердили представители ВОЗ. Наиболее обнадеживающие результаты дали испытания вакцины, разработанной в Оксфорде. Но и ряд других уже прошли первую и вторую фазу испытаний, а как объясняет Майкл Райан, как правило, в ходе клинических испытаний отсеивается большое число кандидатов, чего пока не произошло в случае с потенциальной вакциной от COVID-19.
Хорошие результаты дают испытания и ряда существующих лекарств. Но, подчеркивает Райан, мы должны трезво оценивать ситуацию. Всем хочется, чтобы вакцина появилась как можно скорее, но гораздо важнее – чтобы она была эффективной и безопасной. И тут никуда не деться - на это требуется время.
Кроме того, уже существующие вакцины, которые спасают жизнь миллионов людей, не дают стопроцентной гарантии. В случае с новой вакциной мы еще не знаем, насколько она будет эффективной и как долго сможет защищать организм от инфекции. Д-р Райан заверил, что разработка вакцины и лекарств идет беспрецедентно быстрыми темпами, но нельзя уповать только на них - пока нужно делать все, что в наших силах, чтобы остановить вирус. Майк Райан процитировал одного шахматиста: «Победить противника гораздо легче, если ты можешь его измотать». «Вот и мы должны измотать вирус», - резюмировал он.